Методическое объединение классных руководителей
Уважаемые коллеги и гости!
История становления института классного руководства в России
На протяжении XIX–XX вв. по-разному решался вопрос о том, кто должен заниматься воспитанием детей в образовательных учреждениях.
В ноябре 1804 года (во времена правления Александра I) был издан «Устав учебных заведений». В нем указывалось, что основная цель учебных заведений – не только давать соответствующие знания, но и осуществлять воспитание духа и тела. Тогда же впервые появилась должность профессионального воспитателя, в обязанности которого входило изучение личности ребенка и воспитание в нем «добродетели и благонравия».
Циркуляр Министерства просвещения 1813 года «Об установлении должности комнатных надзирателей при пансионах» предписывал строгое разделение функций обучения и воспитания. Надзиратели в течение суток находились вместе со своими питомцами (на каждого приходилось 15 воспитанников). Они вместе с воспитанниками ходили на занятия, помогали делать домашние задания, вместе проводили свободное время, следили за порядком и чистотой в комнатах пансиона. Надзирателями могли быть люди, владеющие французским языком, с надежной нравственностью, хорошими манерами поведения.
Во времена правления Николая I (1796–1855 гг.) изменяется цель учебных заведений, теперь их суть – воспитание слуги отечества путем строжайшей дисциплины, быстрого и четкого выполнения требований педагога. В 1835 г. была введена должность классных надзирателей, которые следили за поведением учащихся (на занятиях, на улице, в общественных местах). Образование классных надзирателей было на порядок ниже «комнатных надзирателей» – им достаточно было иметь образование на уровне уездного училища. Именно эта причина делала их малоавторитетными, а их постоянный надзор вызывал лишь ненависть со стороны учащихся. Нередко на должность надзирателя, приглашались иностранцы (немцы).
В 1871 году в России был введен институт классных наставников, которых назначали по одному на класс с обязательной учебной нагрузкой в своем классе (18 часов в неделю). Этим актом был сделан шаг к сближению обучения и воспитания. Классные наставники, неформально относившиеся к своему делу, пользовались уважением. В женских гимназиях классными наставниками были «классные дамы».
После революции 1917 года должности наставников и классных дам были упразднены и в обязанности каждого учителя входило выполнение функций обучения и воспитания. Эти сложные обязанности были под силу лишь творческим учителям, которых было немного. В большинстве образовательных учреждений приоритет отдавался обучению, а воспитание осуществлялось по остаточному принципу.
В 1931 году была введена должность групповода, а с 1934 года – классного руководителя. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.
В настоящее время в школах России наиболее известны следующие институты классного руководства:
- освобожденный вариант. Воспитатель не ведет уроков, а только организует воспитательную работу с учащимися одного класса, сотрудничает с учителями, работающими в данном классе и с родителями школьников;
- организатор параллели классов. Он не является учителем-предметником, а занимается только воспитательной работой в нескольких классах одной параллели или старших классах;
- руководитель разновозрастного детского коллектива. Данный вариант организации воспитания целесообразен, например, в сельских малокомплектных школах;
- традиционный вариант классного руководства, который используется чаще всего практике образовательных учреждений, когда педагог имеет полную учебную нагрузку плюс классное руководство в одном классе. В обязанности классного руководителя входит изучение учащихся, руководство ученическим коллективом, взаимодействие с учителями предметниками, работающими в данном классе, а также с родителями учащихся, с детскими юношескими организациями и объединениями.
Таким образом, классный руководитель является координатором деятельности трех коллективов: детского ученического, педагогического (включающего учителей, работающих с данным классом, и администрацию школы) и родителей учащихся и других членов их семей. Классный руководитель – формальный и фактический лидер группы, организатор, вдохновитель, помощник, опекун, затейник, распорядитель, координатор, информатор, сотрудник, создающий условия для самореализации каждого из своих воспитанников.
Права классного руководителя.
Классный руководитель – это административное лицо и он имеет право:
1.Получать информацию о психическом и физическом здоровье детей.
2.Контролировать успеваемость каждого ученика.
3.Контролировать посещаемость учебных занятий детьми.
4.Координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и социального педагога).
5.Организовывать воспитательную работу с учащимися класса, через проведение «малых педсоветов» педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий.
6.Приглашать родителей в школу.
7.Получать помощь от педагогического коллектива школы.
8.Решать вопросы, связанные с воспитанием и обучением учащихся.
9.Определять индивидуальный режим работы с детьми.
10.Обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, по согласованию с администрацией.
Обязанности классного руководителя.
1.Оказание помощи ученику в решении острых проблем (с привлечением психолога).
2.Установление контактов с родителями и оказание им помощи в воспитании детей (с привлечением психолога и социального педагога).
3.Организация в классе учебно-воспитательного процесса, необходимого для развития положительно потенциала личности ребенка в рамках определенной деятельности.
Для этого классному руководителю необходимо знать:
а) психолого-педагогические основы работы с детьми;
б) владеть новыми информационными технологиями и различными теориями воспитания;
в) иметь педагогический такт и быть коммуникабельным.
Ведущие роли классного руководителя.
1. «Контролер», обеспечивающий включение учащегося в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением, поведением, дежурством, питанием; выяснение отношений с родителями, индивидуальная работа с учащимися, игнорирующими учебно-воспитательный процесс).
2. «Проводник по Стране знаний», создающий условия развития познавательного интереса и желания учиться (информация учащихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях к учащимся, воспитательные мероприятия познавательного характера, помощь учащимся в самообразовании, обеспечение процесса учения, координация усилий всех учителей, работающих в классе).
3. «Нравственный наставник», способствующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих, конфликтов как между учащимися, так между учащимися и педагогами, работающими в классе (обучение этике и этикету, беседы на нравственные, социальные, правовые темы, оценка поступков ученика, индивидуальная работа с учащимися, нарушающими нормы поведения образовательном учреждении).
4. «Носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс (организация экскурсий, коллективных походов, в театр, музеи, выставки, вечера и беседы о культуре, культмассовые мероприятия в классе и школе).
5. «Социальный педагог», который способствует решению различных социальных проблем учащихся (создание нормальных условий общения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков социальной жизни).
6. «Старший товарищ», который помогает включиться в различные виды деятельности, берет на себя часть забот об учащихся (формирование коллектива класса, организация коллективной творческой деятельности).
В состав методического объединения классных руководителей входит 11 педагогов:
Мирошниченко И.А. - 1-2 классы;
Кучерова Е.А. - 3 класс;
Куандыкова Р.Ш. - 4 класс;
Бородавко А.Л. - 5 "а" и 7 "а" классы;
Лесная С.В. - 5 "б" и 7 "в" классы;
Караманова Р.Ш. - 6 класс;
Шевченко С.В. - 7 "б" класс;
Гваладзе Т.С. - 8 класс;
Максютенко Т.В. - 9 класс.
Школьное методическое объединение классных руководителей КОУ «Нововаршавская школа – интернат» работает в соответствии
с утверждённым планом на 2023-2024 учебные годы.
На протяжении учебного года классные руководители успешно выстраивают работу по привлечению обучающихся в разнообразные виды деятельности: познавательную, ценностно-ориентирующую, трудовую, общественную, художественную, физкультурную, игровую, деятельность свободного общения, организуют коллективную и индивидуальную творческую деятельность детей.
Подтверждение тому активное участие классов в общешкольных мероприятиях (торжественная линейка, посвящённая «Дню знаний», «Мы выбираем, нас выбирают», осенний и весенний кросс, «День Матери», фестиваль национальных культур «Очаг дружбы», «Масленица», военно-спортивная игра «Зарницы», Новый год, Святочные гуляния, «Последний звонок» и т.д.), тематических неделях и олимпиадах, конкурсах различного уровня (спортивно-танцевальный конкурс «Стартинейджер», конкурс стоя и песни «Статен и строен - служить достоин», конкурс творческих новогодних номеров и ко дню защитника отечества, «Самый классный класс», «Моя профессия», «Абилимпикс» и др.).
Результатом является определение чёткого места классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса школы.
Все педагоги активно используют разнообразные формы и методы в организации воспитательной работы с обучающимися и родительской общественностью. Проводят индивидуальные и групповые беседы по профилактике травматизма, безопасного поведения, ПДД, пожарной и антитеррористической направленности, классные и родительские собрания согласно плана воспитательной работы классного руководителя. Разработаны и реализуются индивидуальные планы с детьми «группы риска» и слабоуспевающими, отслеживают динамику их развития.
Классные руководители еженедельно на протяжение учебного года успешно реализуют курс внеурочной деятельности и факультативных занятий «Разговоры о важном», а также на должном уровне выполняют организационно-координирующие, коммуникативные, аналитико-прогностические и контрольные функции.
Документы
Работа методического объединения
Ваше здоровье в ваших руках!
Профессионально и продуктивно прошло заседание методического объединения классных руководителей по теме «Формирование навыков здорового образа жизни школьников».
Заседание началось с упражнения «Пожелания на сегодняшний день, встречу».
Далее все члены методического объединения активно участвовали в обсуждении вопросов повестки дня.
Т.С. Гваладзе обобщила опыт работы с восьмиклассниками по формировании культуры здоровья. С коллегами поделилась ссылкой видеоролика «Твоё здоровье в твоих руках!», где ребята являются главными героями.
А.Л. Бородавко поделилась методами и приёмами профилактики вредных привычек среди обучающихся пятого и седьмого классов.
З.К. Караманова рассказала о том, как она формирует культуру общения в школьной среде и создаёт благоприятный психологический климат в классе.
Между выступлениями коллеги работали в группах с рабочими листами «Здоровый образ жизни», на которых разместились ассоциации «Здоровье – это…», «Формула здоровья», «Стена вредных привычек», «Модель здорового и нездорового человека».
Закончили заседание методического объединения классных руководителей коллективной, бодрой зарядкой.
Современный классный час!
1 ноября 2024 г. в нашей школе прошло заседание методического объединения классных руководителей.
В форме круглого стола руководители классных коллективов рассмотрели и обсудили важные вопросы:
1) Применение современных инновационных технологий в воспитательной работе;
2) Структура современного классного часа в соответствии с ФГОС;
3) Современные методы и приёмы, которые можно использовать при проведении классного часа;
4) Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС.
Несомненно, роль классного руководителя в системе воспитания школьников является ключевой и многообразной, так как играет важную роль в формировании личности ребёнка.
Подводя итог заседания, присутствующие отметили, что современный классный час должен быть интерактивным и вовлекающим, чтобы обучающиеся чувствовали себя частью процесса обучения и могли развивать свои навыки в безопасной и поддерживающей атмосфере.